Вот и закончилась незабываемая неделя в заполярье на Кольской земле.
Раньше я не понимал, как люди тут вообще живут, и почему они отсюда ещё не уехали в более пригодные для жизни места. 8 месяцев в году зима 🥶, солнце появляется только по праздникам, полярная ночь длиной в полтора месяца 🌚, и почти всегда либо холодно, либо промозгло...
Но побывав хоть единожды на крайнем-бескрайнем севере, наверное, любой влюбится в эту землю.
За эти дни, милостью Божией, мы проехали Кольский полуостров сначала вдоль (от Мурманская до Кандалакши), а потом и поперек (от Североморска до Никеля).
Поднимались на Крестовую гору над Белым морем, получали велкам-смски от Норвежских сотовых операторов, выходили на рыбацкой лодке в Баренцево море, где впереди только льды, северный полюс и Канада, останавливались в самом северном в мире Свято-Троицком Трифоно-Печенгском монастыре, видели китов, северных бакланов, живую треску и атомные ледоколы. А главное — каждый день общались с людьми, посвятившими свою жизнь служению ближним в этом суровом и незабываемом крае. Ради этого общения мы туда и ездили.
По пути в Заполярный мы за один день увидели как стройные зеленые березки сперва становятся приземистыми и вертлявыми, потом желтеют, сбрасывают листву и вовсе уступают место бесконечным разноцветным мхам на камнях, а потом... всё тоже самое в обратной последовательности )
Север принимал нас очень гостеприимно - все эти дни стелил нам под ноги ковер из мягкого разноцветного мха и баловал низким, но очень ласковым солнцем.
Таких пейзажей, какие мы ежедневно видели, я больше не видел нигде и никогда. Но главное — это даже не природа, красоту которой не передашь ни одним объективом, а люди.
Почти в каждом городе на нашем пути мы останавливались и встречались с местными священниками, социальными работниками и добровольцами. И какое удивление было видеть не хмурых, мрачных и молчаливых северян, а открытых, активных, добрых и весёлых людей с горящими глазами 🙂
Никогда бы не подумал, что, например, в вымирающем Никеле на границе с Норвегией, где закрыли единственное градообразующее производство, найдутся люди, которые не хотят оттуда уезжать, строят грандиозные планы на будущее и думают как бы им помочь одиноким старикам, чтобы те не остались там совсем брошены на произвол судьбы.
А несколько вполне устроившихся в жизни мурмончанок, имеющих и семьи и хорошую работу, будут тратить всё своё свободное и не очень свободное время на организацию работы приюта для женщин с детьми, попавших в беду, и центра гуманитарной помощи для малоимущих.
Можно ещё очень долго рассказывать — и про игумена красивейшего северного монастыря, который лично участвовал в нашем 4-часовом семинаре, потому что хочет помочь изменить жизнь бездомным, живущим в его приюте, и про замечательных сестер милосердия из Полярного, и про батюшку из Кандалакши, который с прихожанами строит корабль-храм на берегу Белого моря, а с прихожанками ходит в местную больницу... Но перелёт Мурманск-Москва уже заканчивается 🤷♂ Впереди московская суета.
Последнее, что успею, пока она меня не поглотила — это поблагодарить всех, кто так тепло нас принял в холодном Кольском заполярье и показал все эти красоты и всех этих людей, которые так любят свой русский север и не променяют его ни на что.